Классификация моторных масел

Классификация моторных масел

oil1Моторные масла - минеральные, синтетические и полусинтетические - сегодня в изобилии представлены на рынке. Но проблема выбора остаётся не менее острой, несмотря на отсутствие дефицита и общее повышение осведомлённости водителей в этом вопросе. Ведь моторные масла помимо общей классификации имеют и более сложную, согласно типам моторов и характеристик самих масел (температурных и вязкостных).
 

Минеральные масла представляют собой продукт естественного происхождения, получаемый путём нефтеперегонки. Эксплуатационные свойства минеральных масел не столь высоки, как у их синтетических аналогов, однако более доступная цена порой становится определяющим фактором при выборе моторного масла.
 

Синтетические масла (маркируются на упаковке как "Fully Synthetic") создаются на искусственно синтезированной основе химического происхождения. Благодаря такому подходу и современным технологиям производства, синтетическим маслам на сегодняшний день можно придать разнообразные характеристики, несвойственные минеральным маслам. Также синтетические масла в целом лучше работают в сочетании с присадками, улучшающими свойства моторных масел. Среди преимуществ синтетических масел можно назвать: длительный срок службы и хранения, неизменность исходного состояния (вязкости и пр.) под воздействием перепадов температур, высокая степень защиты двигателя. Недостаток у синтетических масел лишь один - их стоимость.
 

oil2

Полусинтетические масла производятся на минеральной основе, с добавлением значительной доли присадок. Благодаря изменённому химическому составу такие масла приобретают несвойственные минеральным маслам характеристики, но, в целом, всё же уступают синтетическим моторным маслам.
 

 

Также применение моторных масел принято подразделять согласно типам двигателей. Выделяют масла для бензиновых и дизельных моторов (отдельной категорией идут масла для турбированных двигателей). Определить предназначение масла достаточно просто - достаточно обратить внимание на буквенные обозначения, присутствующие в названии после обозначения стандарта. Масла для бензиновых моторов маркируются латинской "S", для дизельных - литерой " C" ("Commercial"). Вторая буква маркировки указывает на период выпуска моторов, для которых предназначается масло, а также может содержать информацию о принадлежности масла к категории, предназначенной для турбированных двигателей.
 

Масла с маркировкой "C", как правило, имеют в наименовании дополнительное числовое обозначение - цифру 2 или 4, определяющую предназначение масла для четырёхтактных или двухтактных моторов. Универсальная категория масел обозначается маркировкой из комбинаций: SG/CD, SF/CC, SJ/SF-4 и пр.
 

Согласно принятой классификации, литерное обозначение года выпуска для бензиновых моторов (API) читается как:

- SM - масла для моторов, изготовленных в 2004 и последующих годах;

- SL+ - масла, обладающие более высокой стойкостью к окислению;

- SL - масла с длительным сроком службы, предназначены для моторов, выпущенных с 2001 по 2003 годы включительно;

- SJ - масла с повышенным энергосбережением, применяются в моторах, разработанных с 1997 по 2000 год включительно;

- SH – масла, предусматривающие жёсткие эксплуатационные условия, применяются в моторах разработки периода 1995 - 1996 годов;

- SG - масла для моторов, разработка которых происходила с 1989 по 1994 годы, ориентированы на жёсткие эксплуатационные условия;

- SF - масла для моторов, разработанных с 1973 по 1988 годы включительно;

- SE - масла для моторов, разработанных с 1969 по 1972 годы включительно;

- SD - масла для моторов, разработка которых велась с 1964 по 1968 годы включительно;

- SC - масла для моторов, произведённых в период до 1964 года.

oil3Меняя марку масла для того или иного типа моторов, необходимо повышать его класс, но не более чем на 1 - 2 пункта. А масла для автомобилей старше 1968 года нельзя заменять современными - категории SL и выше.

Для дизельных двигателей создана отдельная классификация:

- CI-4plus - масло с менее токсичными характеристиками, в остальном схоже с CI-4;

- CI-4 - для современных турбированных моторов и моторов с клапанами EGR;

- CH-4 - масла для моторов, разработка которых производилась после 1998 года, ориентированы на более строгие нормы оценки токсичности масел, применяемые в США;

- CG-4 - масла для моторов турбированного типа, разработанных в 1994 и последующих годах;

- CF - масла для турбированных и обычных моторов, разработанных после 1990 года;

- CE - масла для моторов турбированного типа, разработка которых была произведена до 1990 года;

- CD - масла для моторов, разработка которых производилась до 1990 года, ориентированы на топливо с высоким содержанием серы;

- CC - масла для моторов, разработанных в период до 1983 года включительно, ориентированы на эксплуатацию двигателя в сложных условиях работы;

- CB - масла для моторов, выпущенных до 1961 года, ориентированы на использование сернистых топливных смесей;

Ещё один тип классификации моторных масел ориентирован на их температурные и вязкостные показатели (стандарт SAE). Большая часть выпускаемых сегодня масел относится к всесезонным синтетическим, применение которых уместно при любом температурном режиме без потери эксплуатационных характеристик. Маркировка таких универсальных масел содержит двумя числовыми и одним буквенным обозначением. Так, зимние масла, предназначенные для эксплуатации в условиях низких температур, маркируются литерой "W", а неморозостойкие масла принято обозначать как "SAE". Цифры в маркировке определяют диапазон температур (для зимних масел) или предельно допустимые температурные значения (для летних).

В частности, маркировка обозначает:

0W - масло, предназначенное для использования при атмосферных показателях температур от 30 до 35 градусов Цельсия;

5W - масло, предназначенное для использования при температуре от -25 до -30 градусов;

10W - масло, предназначенное для использования при температуре от -20 до -25 градусов;

15W - масло, предназначенное для использования при температуре от -15 до -20 градусов;

20W - масло, предназначенное для использования при температуре от -10 до -15 градусов.

Диапазон высокотемпературных маркировок менее обширен:

60 - масла, предназначенные для эксплуатации в условиях атмосферных температур, превышающих +50 градусов;

50 - масла, применяемые при температурах от +45 до +50 градусов Цельсия;

40 - масла, предназначенные для использования при атмосферных показателях температур от +35 до +40 градусов Цельсия;

30 - масла, применяемые при температурах от +20 до +25 градусов.
 

oil4Выбирая степень вязкости масел, также стоит учитывать и прочие факторы. Например, выбор класса вязкости напрямую зависит от температуры окружающей среды (с понижением при понижении температурных значений). А для моторов со значительным уровнем износа необходимо выбирать более вязкие масла (особенно при повышении атмосферных температур) - подойдут масла классов SAE 20W-40 SAE или 15W-40.

Помимо всех вышеперечисленных типов маркировки моторных масел, существует и европейский аналог классификации API - ACEA. Здесь маркировкой "A" обозначают бензиновые моторы, "B" - дизельные моторы легковых автомобилей, "E" - дизельные моторы грузовых автомобилей. Первая цифра после буквы в маркировке обозначает эксплуатационные характеристики масел (от 1 до 5), а следующие цифры ряда относятся к году утверждения данного типа моторного масла.

Изучив все возможные варианты маркировки моторных масел, можно не опасаться ошибки при их выборе. А правильно выбранное моторное масло - это залог нормальной работы двигателя, независимо от сезона и прочих факторов, способных повлиять на его эксплуатацию.

 
  • 2015-06-10 10:25:32
    Новый кроссовер Hyundai ix25
    Городские компактные кроссоверы всё больше завоевывают популярность у автолюбителей, концерн Hyundai конечно же, не остался в стороне от модных веяний, и представил на суд водителей на автошоу, которое...
  • 2014-10-28 06:50:23
    Плюсы нового Ниссан Альмера
    Первое, что бросается в глаза при взгляде со стороны на автомобиль Ниссан альмера, - так это маленькие колёса. Они не очень хорошо гармонируют с размером кузова: его длина составляет...
  • 2014-09-12 10:05:49
    Новый Lexus NX 200t
    Осуществим тест-драйв кроссовера Лексус NX, версия серийная, модель совершенно новая. Стоит отметить, что Lexus схож визуально с RAV4. Действительно, компактная платформа озвученного кроссовера Тойота была выбрана...
  • 2014-08-21 11:43:44
    Hyundai отказывается от Genesis Coupe
    Корейская компания Hyundai, доказала свою жизнеспособность. По некоторым сведениям Hyundai в нынешнем виде одна из самых быстрорастущих компания в мире. Невероятный скачок популярности произошёл как раз в последние...
  • 2015-10-30 13:11:24
    Что такое сайлентблок и зачем его менять
    Что такое сайлентблок?   Сайлентблок (можно еще сказать - резинометаллический шарнир), некая пара втулок из металла, между которых присутствует резиновая вставка. Предназначаются сайлентблоки для того, что бы соединять компоненты подвески, и...
  • 2014-10-27 13:51:58
    Диагностика и ремонт генератора для Hyundai porter
    Генератор для Hyundai porter – главный источник электроэнергии автомобиля. Его назначение — обеспечение постоянной подачи тока к потребителям. Техническое состояние автомобиля hyundai porter во многом определяется...
  • 2014-09-09 14:37:58
    Катушка зажигания
    Пользу катушки зажигания в автомобиле сложно переоценить. Данное устройство выполняет основную функцию в системе зажигания. Конструктивно элемент представляет собой небольшой трансформатор с двумя обмотками. Задача катушки – генерация высокого...
  • 2014-08-21 11:43:11
    Как устранить вибрации в карданном механизме
    Карданный механизм является одним из основных компонентов заднеприводного автомобиля, составляющих трансмиссию машины. Именно благодаря ему передается момент кручения между валами, которые находятся в центре карданного узла под переменным углом...